Описание образовательной программы

Описание образовательной программы

Основная образовательная программа МБДОУ № 159 (далее — Программа) охватывает возраст детей от 3 до 7 лет. Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Программа сформирована с учётом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. Программа предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказов в области образования и направлена на удовлетворение потребностей: воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени; общества и государства — в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни. Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает:

  1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о здоровом образе жизни;

2) создание условий для эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников;

3) развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Проект основной образовательной программы представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (далее – Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности  детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:  в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В Программе также представлены:  характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;  особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;  особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;  способы и направления поддержки детской инициативы;  особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена программой « Мир безопасности глазами ребёнка». Программа направлена на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, стимулирует развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за своё поведение.

Оптимальными методами реализации программы являются проблемное и игровое обучение.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, организацию  режима пребывания детей: распорядок и /или режим дня; особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.). В Программе содержится также описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

Миссия МБДОУ - обеспечение помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и формировании основ базовой культуры личности ребенка.

БРЕНД МБДОУ: На определенном этапе семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только «правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (Л.С. Выготский)».

Признание приоритета семейно­го воспитания требует иных взаи­моотношений семьи и образовательного учреждения, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и се­мья должны стремиться к созданию единого пространства развития ре­бенка.

В дошкольном образовательном учреждении взаимодействие с родителями строится по различным направлениям с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы. Родители привлекаются  к участию в деятельности ДОУ через организацию работы над образовательными и творческими проектами, совместные занятия с участием детей и родителей, создание детско-родительских проектов. А также посредством участия в групповых досуговых мероприятиях, участия в выставках работ выполненных детьми и их родителями, совместного участия в итоговых мероприятиях по темам месяца, организацию конкурса семейных талантов, оформление семейных альбомов и детско-родительских выставок.

В дошкольном учреждении родители имеют возможность посещать детско-родительские секции, целью работы которых является поиск эффективных форм взаимодействия с родителями по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания; обеспечение атмосферы непринужденного эмоционально - положительного общения родителей, детей, воспитателей через реализацию единой модели сотрудничества с семьёй в условиях детского сада.

В МБДОУ разработана и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Программа составлена на основе комплексной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.; в соответствии с Уставом  дошкольного образовательного учреждения.

Целью реализации основной общеобразовательной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры дошкольников, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности,  сохранение  здоровья детей дошкольного возраста.

Количество педагогов - 11
Количество воспитанников - 150

В детском саду функционирует 5 групп общеразвивающей направленности:

Уровень образования - дошкольное образование.
Форма обучения - очная.
Срок обучения - 4-5 лет.
Язык, на котором осуществляется образование и обучение - русский.

Организация образовательного процесса

В образовательном процессе используются следующие электронные образовательные ресурсы:

  • использование сети Интернет при организации и подготовке к образовательной деятельности;
  • использование в образовательной деятельности мультимедийных презентаций; разработка презентаций;
  • изготовление тематических стенных газет;
  • использование аудио-видео аппаратуры.

В процессе организации воспитательно-образовательного процесса решаются следующие задачи:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка;
  • Создание в группах благоприятного психологического климата; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция с целью повышения эффективности образовательного процесса;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация походов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

В рамках  гуманистической концепции дошкольного воспитания в ДОУ предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в разных видах деятельности (обучающей, совместной, самостоятельной).

Стратегией в образовательной работе с детьми является амплификация, т.е. максимальное насыщение ребенка различными видами и формами активности, поддержка детской инициативы со стороны взрослых. Взрослый является посредником между культурой и ребенком.

в соответствии с ФГОС дошкольного образования и требованиями реализуемой программы, обеспечивается развитие личности ребенка по основным направлениям развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

  • с целью оздоровления воспитанников, развития у них основных физических качеств и формирования правильной осанки в образовательный процесс включаются элементы точечного массажа, зрительной гимнастики В.Ф.Базарного, упражнения на повышение мышечного тонуса;
  • для развития у детей навыков безопасного поведения в МБДОУ реализуется система работы с дошкольниками по ОБЖ.

СОЦИАЛЬНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО : дошкольное учреждение сотрудничает с Красноярским педагогическим колледжем № 2. Является площадкой для прохождения педагогической практики студентов;

совместно с педагогами «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 124» разрабатывается модель предшкольного образования старших дошкольников с целью успешной адаптации первоклассников;

для успешного решения задач по формированию основ художественной культуры, развития интереса к искусству организованы посещения воспитанниками МДОУ художественного училища имени В.И.Сурикова, совместные творческие вечера с Детской музыкальной школой № 7 и Красноярской государственной филармонией.

для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей, психологической поддержки родителей и обучению их способам эффективного общения с детьми детский сад сотрудничает с «Центром диагностики и консультирования № 8 ЭГО».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.